
Обзор литературы
Патология органа зрения встречается при различных эндокринных заболеваниях, однако сведения о состоянии зрительного аппарата при первичном гиперпаратиреозе (ПГПТ) до настоящего времени остаются ограниченными. Крупные систематизированные исследования по данной проблеме отсутствуют, в основном в литературе представлены описания отдельных клинических случаев, свидетельствующих о неспецифических изменениях со стороны глаз при развитии тяжелой гиперкальциемии. К наиболее частым проявлениям гиперпаратиреоидной офтальмопатии относят кальцификацию роговицы и конъюнктивы, нарушение функции глазодвигательных мышц. Принимая во внимание преобладание мягких форм ПГПТ, обусловленное ранней диагностикой и своевременным началом патогенетического лечения заболевания, в настоящее время данные нарушения встречаются редко. Тем не менее, специфическое поражение глаз у данной категории пациентов требует углубленного изучения и проведения дальнейших исследований.
При первичном гиперпаратиреозе (ПГПТ), помимо осложнений со стороны костной системы, почек, желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, могут наблюдаться нейрокогнитивные изменения, характеризующиеся слабостью, быстрой утомляемостью, депрессией, нарушением памяти, деменцией, снижением концентрации внимания, безынициативностью, тревогой, раздражительностью и нарушением сна. Показанием к хирургическому лечению ПГПТ является повышение уровня кальция крови, возраст пациента менее 50 лет, наличие осложнений со стороны органов-мишеней (костной системы, почек, желудочно-кишечного тракта). Такие осложнения ПГПТ, как сердечно-сосудистые и нейрокогнитивные, в настоящее время не являются показаниями к оперативному лечению. Результаты хирургического лечения ПГПТ в отношении нейрокогнитивных симптомов достаточно противоречивы. В ряде небольших исследований продемонстрировано улучшение со стороны нейрокогнитивных симптомов после выполнения паратиреоидэктомии (ПТЭ), в том числе при мягкой форме ПГПТ. Тем не менее в рандомизированных исследованиях не удалось продемонстрировать преимуществ ПТЭ у пациентов с мягкой формой ПГПТ в отношении нейрокогнитивных симптомов. Определенные сложности возникают при непосредственной оценке нейрокогнитивных проявлений ПГПТ, в связи с чем представляет интерес использование специфического опросника качества жизни для пациентов с ПГПТ. Принимая во внимание преобладание пациентов с бессимптомным течением ПГПТ и отсутствием типичных клинических проявлений заболевания, но при этом с наличием нейрокогнитивных симптомов, остается актуальным вопрос о целесообразности хирургического вмешательства в таких случаях.
Настоящий обзор посвящен анализу данных по изучению влияния ингибиторов 3-гидрокси-3-метилглутарил-кофермента А-редуктазы на эндокринную функцию жировой ткани на фоне ожирения. Нарушение метаболизма жировой ткани, как и количество жира, является ключевым фактором в патофизиологии ожирения и развитии сопутствующих ему заболеваний. Статины являются конкурентными ингибиторами 3-гидрокси-3-метилглутарил-кофермента А-редуктазы (ГМГ-КоА-редуктазы), катализирующей начальные стадии биосинтеза холестерола в печени. Поэтому традиционно печень рассматривается как основной орган-мишень для статинов. В работе отражены результаты исследований молекулярных механизмов действия статинов на углеводный и липидный обмен, адипокиновый и воспалительный баланс в жировой ткани на примере изолированных адипоцитов (in vivo) и в живом организме (in vitro), влияние статинов на действие инсулина, а также возможности развития патологических состояний, связанных с инсулинорезистентностью и развитием сахарного диабета 2 типа (СД2). Доказанные клинические эффекты гипохолестеринемического действия статинов позволяют по-новому взглянуть и еще глубже изучать их возможное влияние и на другие звенья в развитии ожирения, а в перспективе – использовать их в качестве терапевтического средства для медикаментозной коррекции ожирения и борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Цель статьи – осветить социальные аспекты стресса как синдрома адаптации к современной ситуации в российском обществе для обоснования правомерности рассмотрения общества в качестве фактора, способствующего развитию и распространению избыточной массы тела и ожирения среди российского населения.
Поднимается проблема условий и качества повседневной жизни значительной части населения нашей страны, которые сопровождаются повышенной стрессогенностью повседневных жизненных событий. Cовременное российское общество, обладая имманентно-присущим ему системным качеством − свойством стрессогенности, в сочетании со спецификой гиподинамичного образа жизни, является мощным и системно действующим фактором, провоцирующим развитие и распространение среди россиян ожирения и избыточной массы тела. Анализируются стрессогенные факторы современного общества, порождаемые неупорядоченностью и некомплементарностью работы социальных институтов, нестабильностью в экономической и политической сферах. Исследуются пищевые семейные традиции, парадигма питания, досуговая активность россиян. Обсуждается нерациональность использования человечеством продуктов питания. Предложены мероприятия по противодействию и профилактике ожирения.
Высокая распространенность сахарного диабета 2 типа (СД2) и атеросклеротических сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) определяет необходимость раннего выявлением и коррекции ключевых маркеров кардио-метаболического риска (КМР). Это профилактическое направление тесно связано с метаболическим синдромом (МС) на основе концепции инсулинорезистентности (ИР). Одновременно ИР является первым звеном патогенеза СД2 и признанным фактором риска атеротромбоза. Поэтому ранняя диагностика ИР имеет практическое значение как для выявления ранних нарушений углеводного обмена (НУО) и прогноза СД2, так и кардиологического риска.
Предложены альтернативные показатели для оценки ИР с включением липидных и антропометрических параметров, диагностическая и прогностическая значимость которых в плане КМР (НУО и ССЗ) оценена в рандомизированных клинических исследованиях в сравнении с индексом HOMA-IR и клэмп-тестом. Индекс TyG (с расчётом на основе глюкозы плазмы и триглицеридов) согласуется с феноменом глюкозолипотоксичности с последующими метаболическими нарушениями в органах-мишенях. Предложены его производные: TyG-WC (TyG/окружность талии) и TYG-BMI (TyG/ИМТ). Применяют индексы LAP (показатель аккумуляции липидов) и VAI (индекс висцерального ожирения), а также TG/HDL (ТГ/ЛПВП). Выявлены их этнические и гендерные различия, сделаны попытки расчета отрезных точек для этих индексов.
Оригинальные исследования
Обоснование. За последние десятилетия повсеместно регистрируется рост избыточной массы тела и ожирения среди населения, особенно значимый у детей. Для оценки динамики эпидемии ожирения и контроля над эффективностью проводимых профилактических мероприятий в регионах среди населения ВОЗ рекомендовано проведение мониторинга, обеспечивающего регулярное измерение массы тела.
Цель. Оценить динамику частоты избыточной массы тела и ожирения у детей младшего школьного возраста в Тюменском регионе.
Материалы и методы. Проведено обследование детей 8–11 лет, проживающих в Тюменском регионе, в 2008 г. (n=390) и в 2017 г. (n=468). Выбор территорий проведен кластерным методом в 2008 и в 2017 гг. Исследования проводились экспедиционным методом, с измерением роста и массы тела и определением индекса массы тела (ИМТ), при выезде бригады врачей на территории. Полученные результаты оценивали по нормативам SDS ИМТ. Для сравнения частоты встречаемости качественных признаков применялся критерий хи-квадрат (χ²), для сравнения выборок по количественным признакам использовали t-критерий Стьюдента. Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез принимали равным 0,05.
Результаты. В 2008 г. осмотрено 390 детей, их возраст – 9,4±1,1 года, в 2017 г. в обследование включены 468 детей, возраст – 9,5±0,9 лет. Частота избыточной массы тела в 2008 и 2017 гг. не различалась (р=0,136), в то время как частота ожирения оказалась выше в 2017 г. в 2,4 раза (р<0,001). В 2017 г. совокупная частота избыточной массы тела и ожирения оказалась выше у мальчиков (40,0%), чем у девочек (30,3%), р=0,026.
Заключение. В 2017 г. в Тюменском регионе наблюдается увеличение частоты ожирения у детей младшего школьного возраста по сравнению с 2008 г. в 2,4 раза (2008 г. – 6,7%, 2017 г. – 15,8%) как у мальчиков, так и у девочек. Избыточная масса тела и ожирение чаще в 2017 г. диагностируются у мальчиков (40,0%). У девочек 8–11 лет в 2017 г. по сравнению с 2008 г. выросла частота как ожирения, так и избыточной массы тела.
Обоснование. Изучение молекулярно-генетических маркеров и патогенетических механизмов нейрогормональной активации, а также их значения в формировании сердечной недостаточности при ожирении является актуальной проблемой современной медицины, решение которой позволит осуществлять эффективную профилактику сердечно-сосудистых осложнений, оптимизировать лечение и улучшить прогноз пациентов с ожирением.
Цель. Поиск генетических маркеров, предположительно вовлеченных в патогенез вторичной диастолической сердечной недостаточности (ДСН) у больных с ожирением.
Методы. Проводилась диагностика методом полимеразной цепной реакции цельной крови 104 больных ожирением, которые были разделены на 2 группы в зависимости от наличия диастолической сердечной недостаточности. Анализировались следующие гены-кандидаты: ген ангиотензиногена AGT (C521T и T704C), ген рецептора ангиотензина II первого типа AGTR1 (A1166C), ген рецептора ангиотензина II второго типа AGTR2 (G1675A), ген альдостеронсинтазы CYP11B2 (C(-344)T).
Результаты. Показано, что развитие вторичной ДСН у лиц с ожирением обоих полов ассоциируется с мутацией гена альдостеронсинтазы CYP11B2, а именно с заменой аллеля С в положении -344 на аллель Т и наличием генотипа Т/Т. Относительный риск развития заболевания при генотипе Т/Т повышен в 5,93 раза у мужчин (р=0,008) и в 4,57 раза у женщин (р=0,014). Для мужчин имеет значение мутация гена ангиотензиногена AGT, а именно замена аллеля C в положении 521 на аллель T. При этом относительный риск развития ДСН при генотипе Т/Т повышен в 4,26 раза (р=0,039). Мутации генов рецептора ангиотензина II первого типа AGTR1 (A1166C) и рецептора ангиотензина II второго типа AGTR2 (G1675A) не ассоциированы с развитием ДСН у больных с ожирением.
Заключение. Представленные данные могут быть использованы при стратификации риска развития вторичной сердечной недостаточности у лиц с ожирением.
Актуальность. Ожирение является одним из самых частых хронических заболеваний в мире. Истинная распространенность ожирения в РФ существенно превышает данные официальной статистики и остается на настоящий момент недостаточно изученной.
Цель. Изучение основных эпидемиологических особенностей ожирения у детей и подростков в Удмуртской Республике (УР).
Методы. Проанализированы данные официальной статистики за период с 2005 по 2016 гг. Обследовано 9662 ребенка 1–17 лет, проживающих в крупных городах и сельских районах УР (соотношение городских и сельских жителей составило 1:1), из них мальчиков – 4795 (49,6%), девочек – 4867 (50,4%). Возрастные особенности заболевания анализировались в группах 1–3 года, 3–7 лет, 7–12 лет, 12–15 лет, старше 15 лет. При значениях стандартного отклонения (SD) индекса массы тела (ИМТ) от +1 SD до +2 SD диагностировалась избыточная масса тела, при превышении +2 SD – ожирение. Степень ожирения оценивалась по классификации В.А. Петерковой и соавт. (2014 г.). Эпидемиологические данные рассчитывались на 1000 обследованных.
Результаты. Официальные статистические данные демонстрировали неуклонный рост распространенности ожирения: в возрастной группе 0–14 лет показатель (на 1000 детского населения) увеличился с 5,4 (2005 г.) до 16,2 (2016 г.), в группе подростков 15–17 лет – с 7,5 до 45,4 соответственно. При эпидемиологическом обследовании избыточная масса тела зарегистрирована у 166,5 детей, ожирение – у 67,1 (на 1000 обследованных). Получены данные о более высокой частоте ожирения у сельских жителей по сравнению с городскими (7,3% и 6,1% соответственно, p<0,05). Заболевание чаще регистрировалось у мальчиков, чем у девочек (8,7% и 4,7% соответственно, p<0,05). Пик распространенности избыточной массы тела приходится на 1–3 года (217,4 на 1000 обследованных), а ожирения – на 7–12 лет (93,1 на 1000 обследованных). Наиболее низкие показатели распространенности как избыточной массы тела, так и ожирения зарегистрированы в возрастной группе старше 15 лет.
Заключение. Проведенное исследование показало значимость проблемы ожирения у детей и подростков в регионе.
Обоснование. Ожирение в настоящее время является одной из наиболее значимых проблем здравоохранения во всем мире. Свойственное ожирению избыточное накопление жировой ткани сопровождается метаболическими нарушениями, в том числе повышенной секрецией лептина, способствующими, в свою очередь, увеличению риска гестационных осложнений.
Цель. Оценить уровень лептина в сыворотке крови беременных в зависимости от массы тела, массы и характера распределения жировой ткани в различные сроки гестации.
Методы. Объектом исследования явились 211 женщин с одноплодной беременностью, наступившей в естественном цикле и завершившейся срочными родами. Всем женщинам проводились антропометрическое исследование, оценка массы жировой ткани методом биоимпедансометрии, характера жироотложения с помощью УЗИ жировой ткани, определение уровня сывороточного лептина в сроке 10–14, 24–28 и 36–38 нед беременности.
Результаты. Установлено, что уровень сывороточного лептина нарастает пропорционально предгестационному индексу массы тела у всех беременных начиная с I триместра. Женщины с избыточной массой тела и ожирением на протяжении всего гестационного периода имели достоверно более высокие концентрации лептина, чем при нормальной массе тела (р<0,001). С увеличением срока беременности мы наблюдали рост уровня сывороточного лептина во всех группах независимо от характера жироотложения. К концу III триместра женщины с нормальной массой тела имели наибольшую величину абсолютной и относительной прибавки массы тела и жировой массы, что сопровождалось увеличением концентрации лептина более чем в 3 раза по отношению к предгестационному уровню.
Заключение. Таким образом, более высокое содержание лептина в сыворотке крови беременных с избыточной массой тела и ожирением в I триместре объясняется избыточным накоплением жировой ткани. Наибольшая величина гестационной прибавки массы тела и жировой массы в группе женщин с нормальным исходным весом сопровождается значительным увеличением уровня лептина на единицу массы тела и жировой массы. Эти данные свидетельствуют, что контроль и ограничение чрезмерной прибавки веса в период беременности может являться мерой профилактики избыточной секреции лептина и связанных с этим гестационных осложнений.
Обоснование. В настоящее время активно изучается клеточноопосредованный путь развития сосудистой кальцификации (СК) и взаимосвязь процессов атеросклероза и СК. В некоторых исследованиях показана взаимосвязь циркулирующих остеогенных прогениторных клеток с развитием СК и прогрессированием сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), однако не ясна их роль в развитии ССЗ у больных cахарным диабетом 2 типа (СД2).
Цель. Изучить содержание циркулирующих эндотелиальных (CD34+VEGFR2+) и остеогенных (CD34+OCN+) прогениторных клеток у больных ССЗ и СД2.
Материалы и методы. В исследование были включены пациенты с ССЗ (ишемическая болезнь сердца (ИБС) и/или ишемия, угрожающая нижней конечности) с СД2 и без нарушения углеводного обмена. Были сформированы две группы пациентов, первую группу составили лица с ССЗ и СД2, вторую – с ССЗ без нарушения углеводного обмена. Исследуемые группы были сопоставимы по возрасту, полу, индексу массы тела (ИМТ), статусу курения, показателям липидного обмена, функции почек, ССЗ, проведению реваскуляризации миокарда и нижних конечностей. Пациентам проводился забор периферической венозной крови натощак для определения содержания CD34+OCN+ и CD34+VEGFR2+ прогениторных клеток методом проточной цитометрии. Анализировали 300–500 тысяч событий (клеток) для каждого образца.
Результаты. Всего в исследование был включен 71 пациент (из них 38 женщин, средний возраст 67 лет [62;74]). В 1-ю группу было включено 46 больных (28 женщин), во вторую – 25 (10 женщин). У пациентов с ССЗ и СД2 содержание циркулирующих остеогенных прогениторных клеток статистически было выше, чем эндотелиальных прогениторных клеток (29,7% [26,2;36,1] и 11,8% [9,57;17,2] соответственно, p<0,001). В 1-й группе содержание остеогенных прогениторных клеток было выше, чем во 2-й группе (29,7 [26,2;36,1] и 25,6 [17,3;30,7] соответственно; p=0,035). У больных СД2 и ССЗ выявлена положительная корреляционная связь количества CD34+остеокальцин+-клеток с уровнем липопротеинов низкой плотности (r=0,4; р=0,032) и общего холестерина (r=0,27; р=0,05). В 1-й группе пациентов была выявлена положительная корреляция содержания остеогенных прогениторных клеток и индекса SYNTAX Score (r=0,50, p=0,021). У пациентов с ССЗ и СД2 была выявлена положительная корреляция CD34+OCN+-клеток с индексом коронарного кальция (r=0,49, p=0,034).
Заключение. Полученные результаты могут свидетельствовать об активном участии остеогенных прогениторных клеток в развитии атеросклеротической кальцификации сосудистой стенки.
Лекция
В настоящее время в мире основным диагностическим параметром ожирения считается величина индекса массы тела. У детей, с учетом динамически изменяющихся по мере взросления ребенка показателей роста и массы тела, принято пользоваться не абсолютными, а относительными значениями индекса массы тела – перцентилями или стандартными отклонениями. В лекции рассмотрены различные системы и способы оценки физического развития детей в мире и в России - отечественные, Р.Н. Дорохова и И.И. Бахраха, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной группы по изучению ожирения. Проведен сравнительный анализ существующих систем и обоснованность принятых в настоящее время Федеральных рекомендаций по диагностике ожирения у детей на основе рекомендаций ВОЗ.
Случай из практики
Распространенность инсулином составляет 1–3 случая на один миллион населения в год, из которых в 4–14% случаев опухоль является злокачественной. Увеличение массы тела является одним из проявлений заболевания, нередко приводя к морбидному ожирению с показаниями для оперативного лечения. Представленный клинический случай, демонстрирует успешное лечение пациента с низким функциональным статусом на фоне злокачественной инсулиномы с манифестацией рефрактерного гипогликемического синдрома после проведения билиопанкреатического шунтирования с продольной резекцией желудка по поводу морбидного ожирения.
Новости мировой медицины
В рамках VIII Всероссийского Диабетологического конгресса «Сахарный диабет – пандемия XXI века» в формате круглого стола прошла научно-практическая конференция «Диетология в практике эндокринолога» под председательством академика РАН М. В. Шестаковой (Москва), профессоров Л. А. Руяткиной (Новосибирск) и Л. А. Суплотовой (Тюмень).
Целесообразность проведения данного мероприятия была продиктована необходимостью создания единых национальных регламентированных рекомендаций по диетотерапии ожирения и ассоциированных с ним заболеваний как для врачебного сообщества, так и для пациентов. Программа круглого стола включала обсуждение вопросов формирования здорового питания и его влияния на организм, начиная с беременных женщин, внутриутробного развития плода, периода грудного вскармливания, в периоде пери- и постменопаузы, при наличии сопутствующей патологии сердца, почек.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).
ISSN 2306-5524 (Online)