Preview

Ожирение и метаболизм

Расширенный поиск
Том 15, № 2 (2018)

Обзор литературы

3-10 23847
Аннотация

В данном литературном обзоре предпринята попытка анализа взаимосвязей основных половых гормонов с процессами развития и прогрессирования инсулинорезистентности как фундаментального патогенетического компонента инсулин-глюкозного гомеостаза. При оценке половых стероидов использовался комплексный подход – подробно описаны ассоциации как андрогенов, так и эстрогенов у лиц мужского и женского пола, большое внимание уделено нарушению секреции и эффективности основных адипоцитокинов – лептина и адипонектина в цепи взаимодействий половые гормоны – инсулин – глюкоза. В завершение обзора представлены новые данные об экспрессии натрий-зависимых котранспортеров глюкозы (SGLT) и глюкозных транспортеров (GLUT) у животных в зависимости от пола.

11-16 2845
Аннотация

В обзоре рассмотрены современные представления о физиологических механизмах формирования пищевого поведения в норме на нескольких уровнях, начиная с клеточного и заканчивая уровнем функциональных систем. Описаны нейровизуализационные методики, используемые как для исследования патофизиологических основ нарушения пищевого поведения, так и для определения мишени для нейростимуляционных методик. Рассмотрены методы неинвазивной стимуляции мозга – такие как транскраниальная магнитная стимуляция и транскраниальная электрическая стимуляция, механизмы оказываемого ими воздействия и аспекты безопасности применения, обобщены последние данные о результатах исследований, посвященных использованию вышеназванных методов в терапии ожирения.

Оригинальные исследования

40-45 1018
Аннотация

Цель. Изучение полиморфизма генов ТРН2 и GNB3 у больных ожирением и их влияния на снижение массы тела на фоне терапии сибутрамином.


Методы. В исследование были включены 118 больных экзогенно-конституциональным ожирением, которые получали сибутрамин в дозе 10 мг. Срок наблюдения за пациентами составил 3 мес. Было проведено генетическое исследование по оценке полиморфизмов генов ТРН2 и GNB3. Через 3 мес были оценены динамика массы тела и ответ на проводимую терапию.


Результаты. За 3 мес наблюдения носители генотипа ТТ гена GNB3 достигли большего снижения массы тела в сравнении с носителями аллеля С: -8 кг (-12; -5) vs -5 кг (-8; -3), р=0,018.


У носителей различных вариантов генотипа гена ТРН2 (полиморфизм C825T) не было выявлено различий в динамике массы тела в ответ на терапию сибутрамином.


Не выявлено взаимосвязи вышеуказанных полиморфизмов генов ТРН2 и GNB3 с показателями артериального давления и частотой сердечных сокращений (ЧСС).


Заключение. 1. Результат терапии сибутрамином может зависеть от генетических факторов: среди носителей ТТ-генотипа гена GNB3 потеря массы тела на фоне лечения была выше, чем среди носителей аллеля С. 2. Изменение показателей артериального давления и ЧСС на фоне терапии не связано с полиморфизмами генов TPH2 и GNB3.

Лекция

46-50 13185
Аннотация

Гипофосфатемический рахит (ГФР) – группа заболеваний, характеризующихся развитием рахитических изменений костной ткани вследствие повышенного выведения фосфора из организма. Данная форма рахита является наиболее распространенной среди вариантов генетически детерминированных форм нарушений минерального обмена. ГФР является актуальной медико-социальной проблемой, требующей постоянного обновления знаний как эндокринологов, так и врачей другого профиля. Это обусловлено тем, что клиническая картина ГФР имеет значительную гетерогенность и может проявляться выраженными деформациями скелета, задержкой физического развития, тяжелой мышечной гипотонией, частыми переломами, абсцессами зубов, что в ряде случаев приводит к инвалидизации пациента и, соответственно, снижает качество жизни. Своевременная диагностика и адекватная терапия ГФР имеет крайне важное значение для предотвращения развития тяжелых осложнений.


В настоящее время известны более 10 генов-кандидатов, дефекты в которых приводят к развитию врожденных форм ГФР. Генетическая диагностика ГФР имеет большое значение для определения формы ГФР, а также для проведения генетического консультирования семей при планировании беременности.

Случай из практики

51-55 2055
Аннотация

Псевдогипопаратиреоз – редкая группа клинически и генетически гетерогенных заболеваний, обусловленная инактивацией ПТГ-сигнального пути. Основным компонентом заболевания является резистентность к паратгормону (ПТГ), обуславливающая нарушение кальций-фосфорного обмена. При псевдогипопаратиреозе также могут отмечаться развитие нечувствительности к тиреотропному и гонадотропным гормонам гипофиза и формирование характерных клинических особенностей в виде подкожных кальцинатов, брахидактилии, ожирения, низкорослости, умственной отсталости. В данной статье приводится описание клинического случая псевдогипопаратиреоза у женщины 35 лет с классическим фенотипом гипопаратиреоза с наследственной остеодистрофией Олбрайта и доказанной мутацией в гене GNAS, обсуждается спектр метаболических расстройств, характерных для данного заболевания.

Статьи

56-71 15218
Аннотация

Популяционный скрининг несахарного диабета (НД) не рекомендуется (В3). Обязательное обследование на наличие центральной формы несахарного диабета (ЦНД) рекомендуется проводить у пациентов после перенесенных нейрохирургических вмешательств, черепно-мозговых травм, субарахноидальных кровоизлияний (В3). На всех этапах обследования следует исключать неадекватность жаждоощущения (С3).


Рекомендуется исключать НД при выявлении персистирующей гипотонической полиурии: выделение более 3 л или более 40 мл на 1 кг массы тела мочи в сутки; осмоляльность мочи менее 300 мОсм/кг или относительная плотность мочи менее 1005 г/л во всех порциях разовой мочи или анализа мочи по Зимницкому (В3). После подтверждения гипотонической полиурии рекомендуется исключение наиболее частых причин нефрогенного несахарного диабета (ННД) (В3). Для подтверждения НД рекомендуется одномоментное измерение осмоляльности мочи и осмоляльности/натрия крови. Гиперосмоляльность крови (более 300 мОсм/кг) и/или гипернатриемия (более 145 ммоль/л) в сочетании с низкой осмоляльностью мочи (менее 300 мОсм/кг) соответствует диагнозу НД (В2). При отсутствии вышеуказанных диагностических маркеров, рекомендуется проведение пробы с сухоядением для исключения первичной полидипсии (ПП) (В2). Для дифференциальной диагностики ЦНД и ННД рекомендуется проведение теста с десмопрессином (В2).


При ЦНД рекомендуется проведение МРТ головного мозга с контрастированием (В3). При ННД рекомендуется исследование функции и структуры почек, исключение электролитно-метаболических нарушений (С3). При ПП рекомендуется консультация врача-психиатра (В3).


Лечение ЦНД рекомендуется проводить синтетическим аналогом вазопрессина – десмопрессином (В1). Выбор фармацевтической формы препарата десмопрессина рекомендуется проводить индивидуально (В2). В связи с невозможностью прогнозирования дозы препарата в начале лечения десмопрессином необходим индивидуальный подбор ее по одному из двух алгоритмов: «средняя доза» и «по потребности» (С4). Рекомендуется обучение пациентов особенностям применения различных препаратов десмопрессина (С4). Для снижения риска передозировки рекомендуется обучение пациентов соблюдению питьевого режима (С4). В случаях сопутствующего нарушения жаждоощущения при ЦНД рекомендуется титрация дозы в условиях стационара под контролем натрия крови, массы тела и/или объема выделенной мочи (С4). При ННД электролитно-метаболической природы рекомендуется проводить их коррекцию. При ННД другой этиологии рекомендуется назначение тиазидных диуретиков и/или нестероидных противовоспалительных препаратов (В2).


Оценку компенсации ЦНД рекомендуется проводить не менее 1 раза в год у пациентов со стабильным течением заболевания (С4). При идиопатической форме ЦНД рекомендуется проведение МРТ головного мозга в динамике через 6 мес, 12 мес и далее ежегодно в течение 5-7 лет после дебюта заболевания (С4).

Научные исследования

17-22 3917
Аннотация

Актуальность. Ожирение по распространенности приравнивается к неинфекционной эпидемии. Проведение эпидемиологических исследований в различных регионах позволяет оценить масштаб проблемы, сформировать и реализовать программу, направленную на снижение данного фактора риска.


Цель. Определить распространенность избыточной массы тела и ожирения во взрослой популяции г. Иркутска в зависимости от пола и возраста.


Материалы и методы. Проанализированы данные анкетирования репрезентативной выборки взрослого населения Иркутска, состоящей из 3510 человек. На основании рассчитанного ИМТ определялась группа респондентов, имеющих избыточную массу тела и ожирение.


Результаты. Средний возраст респондентов с ИМТ более 25 кг/м² был выше, чем средний возраст в популяции – 48 и 40 лет. Распространенность ИМТ более 25 кг/м² выявлена у 1551 респондента (44,2%): женщин 47,2% и мужчин 40,3%. Избыточная масса тела встречалась в 27,8%, ожирение – в 16,4%. При этом избыточный вес чаще регистрировался у мужчин – 29,8% и 26,2%, а ожирение у женщин – 21% и 10,5%.


Выводы. Во взрослой популяции г. Иркутска выявлена значительная распространенность избыточной массы тела и ожирения. Определены половозрастные характеристики.

23-28 915
Аннотация

Введение. При выборе продуктов питания, богатых углеводами, важно учитывать не только их химический состав, но также способность влиять на уровень постпрандиальной глюкозы крови (гликемический ответ). Качественным показателем такой способности является гликемический индекс (ГИ) углеводсодержащего продукта. В последнее время появились определенные свидетельства, что контроль за ГИ питания может быть важным для профилактики и диетологической терапии нарушений метаболизма.


Цель. Определение величины ГИ фактического питания у женщин г. Новосибирска и изучение связи с нарушением метаболического обмена и ожирением.


Методы. Работа выполнена по дизайну «одномоментное популяционное исследование» в рамках международного проекта HAPIEE на случайной репрезентативной выборке неорганизованного населения г. Новосибирска, 4397 женщин, средний возраст 57,7 года, без сахарного диабета 2 типа (СД2). Для расчета ГИ питания использовали данные Международной таблицы гликемического индекса и гликемической нагрузки (2008). Для оценки фактического питания использовали частотный метод. Критерии метаболического синдрома (МС) использовали в соответствии с Российскими национальными рекомендациями ВНОК (2009), а также международными рекомендациями NCEP ATP III (2001) и JIS (2009). Статистическая обработка данных проведена с использованием пакета прикладных программ SPSS 13.0 – критерий Бонферрони в процедуре GLM (Общие линейные модели). Оценку отношения шансов (OR) проводили с использованием бинарной логистической регрессии в квартилях ГИ. Различия считались статистически значимыми при p<0,05.


Результаты. Величина ГИ питания женщин была в среднем низкой и составила 53,1 единицы. В квартилях ГИ отношение шансов развития МС по всем использованным критериям значимо не различалось. ГИ у женщин в группе с нормальной массой тела (ИМТ=23,3 кг/м2) был выше на 0,9 единиц (р<0,001) по сравнению с группой с ожирением (ИМТ=37,3 кг/м2). Питание было несбалансированным и не соответствовало рекомендациям во всех группах исследованных женщин. Было отмечено снижение в группе с ожирением в 1,6 раза величины энергоценности питания в расчете на 1 кг массы тела.


Заключение. Питание женщин г. Новосибирска является несбалансированным, с повышенным потреблением жиров и недостаточным потреблением углеводов. Величина ГИ является близкой к ГИ питания населения европейских стран. Наличие связи ГИ питания женщин с нарушением метаболизма в исследованной выборке населения не установлено.

29-34 3076
Аннотация

Цель. На основе данных эхокардиографии оценить толщину эпикардиального жира (ТЭЖ) у пациентов с метаболическим синдромом (МС) и установить связь с показателями основных лабораторных и инструментальных методов исследования.


Материалы и методы. В исследование включены 76 пациентов, из них 43 пациента с МС и 33 – без МС. Средний возраст пациентов в группе МС на момент включения в исследование составил 62,7±10,3 лет, в группе контроля (без МС) – 60±14,7 лет. Все пациенты прошли комплексное обследование, включавшее сбор жалоб, изучение анамнеза, физикальное обследование, антропометрические измерения, лабораторное (в том числе исследование уровней каспазы-8, лептина в плазме крови иммуноферментным анализом с помощью наборов «Platinum ELISA») и инструментальное исследование (эхокардиография (ЭхоКГ), ультразвуковое исследование органов малого таза). ТЭЖ определяли с помощью трансторакальной ЭхоКГ на аппарате Acuson Sequoia 512.


Результаты. По данным трансторакальной ЭхоКГ ТЭЖ была достоверно больше в группе пациентов с МС и составила 4,67±1,7 мм по сравнению с 2,66±1,15 мм в группе контроля (р<0,001). Выявлены умеренные и сильные корреляционные связи между ТЭЖ и весом пациентов, окружностью талии, соотношением окружности талии к окружности бедер, индексом массы тела, уровнем глюкозы в плазме крови, наличием сахарного диабета 2 типа, ультразвуковыми признаками стеатоза печени и поджелудочной железы, повышением уровня аминотрансфераз, уровнем каспазы-8 и концентрацией в плазме крови лептина. У пациентов группы МС с увеличением ТЭЖ повышается риск развития артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца, гипертрофии левого желудочка, диастолической дисфункции левого желудочка 2 типа, уровень каспазы-8 и концентрации в плазме крови лептина.


Заключение. На основе полученных данных становится обоснованным определение ТЭЖ у больных с МС в повседневной клинической практике. Полученные корреляции между ТЭЖ и клинико-метаболическими параметрами течения ССЗ и МС обусловливают возможность рассмотрения ТЭЖ как нового маркера риска развития МС и сердечно-сосудистых заболеваний.

35-39 1126
Аннотация

Обоснование. За последние годы появились клинические работы, в которых обнаружены корреляционные связи между нарушениями количественного и/или качественного состава микробиоты кишечника и развитием различных дисметаболических нарушений, в том числе ожирения.


Цель. Оценить влияние дополнительного включения в диетическую программу продуктов питания с высоким содержанием пищевых волокон на антропометрические и микробиотические показатели при ожирении.


Методы. Объектом динамического 6-месячного наблюдения стали 50 человек с ожирением 2–3 степеней (ИМТ≥35 кг/м2) по ВОЗ, разделенных в зависимости от метода воздействия (традиционная схема рационального питания/схема с дополнительным обогащением рациона питания пищевыми волокнами) на две сопоставимые группы. Среди методов исследования выделились антропометрия, анализ фактического питания и хроматографическое исследование короткоцепочечных жирных кислот в кале.


Результаты. Анализ антропометрических данных (масса тела, ИМТ, окружность талии) с помощью критерия Вилкоксона показал более выраженную динамику основных антропометрических данных в группе с дополнительным обогащением рациона питания пищевыми волокнами (p<0,01). Данные хроматографического исследования демонстрируют более существенные изменения как в общей концентрации короткоцепочечных жирных кислот (p<0,01), так и в их профиле (p<0,05) в группе с дополнительным обогащением рациона питания пищевыми волокнами. Клинически нормализация симбионтного пищеварения в кишечнике в группе с дополнительным обогащением рациона питания пищевыми волокнами подтверждалась уменьшением частоты предъявляемых жалоб – на метеоризм и флатуленцию с 38,3% до 13,7% (p<0,05), на дискомфорт в животе – с 63,4% до 25,5% (p<0,05), на запор – с 44,5% до 13,8% (p<0,05), на урчание в животе при пальпации – с 50,4% до 18,8% (p<0,05).


Заключение. Комплексное воздействие пищевых волокон в рамках продуктов питания функционального назначения на процессы собственного и симбионтного пищеварения в желудочно-кишечном тракте приводит к улучшению клинико-метаболических (нормализация функциональной активности микробиоты кишечника) и антропометрических параметров (снижение значений массы тела, окружности талии), что предопределяет возможности использования пищевых волокон в рамках программ по лечению и профилактики ожирения.



ISSN 2071-8713 (Print)
ISSN 2306-5524 (Online)