Обзор литературы
Ожирение принимает масштабы эпидемии, охватывая различные группы населения. В свою очередь, цереброваскулярная патология занимает одну из лидирующих позиций в спектре неврологических расстройств. Исследователи указывают на роль ожирения в развитии когнитивных нарушений. Однако клеточные и биохимические механизмы, лежащие в основе такой связи, остаются малоизученными. Кроме того, несмотря на очевидную ассоциацию ожирения с ухудшением умственной деятельности, продемонстрированную в клинических исследованиях, долгое время оставалось неясным, вызваны ли эти нарушения ожирением как таковым или связанными с ним состояниями, такими как метаболический синдром, сахарный диабет или сердечно-сосудистые заболевания. В настоящее время в отечественной литературе отсутствуют систематизированные данные о причинно-следственных связях этих двух патологий.
В некоторых странах существует практика обогащения муки и мучных изделий фолиевой кислотой с целью снижения риска развития дефектов нервной трубки и анемии.
Целью данного обзора является обсуждение целесообразности принудительного использования этих добавок.
Установлено, что фолиевая кислота предотвращает развитие дефектов нервной трубки, в частности, spina bifida и anencephaly, а также препятствует развитию макроцитарной (мегалобластической) анемии. Способность фолиевой кислоты снижать уровень гомоцистеина лежит в основе ее протекторного воздействия на сердечно-сосудистую патологию. Однако высокий фолатный статус может подавлять ответ на антифолаты. Более того, сочетание высокой концентрации фолата с дефицитом витамина В12 зачастую ассоциируется с повышением риска нарушения когнитивной функции и анемии. Согласно имеющейся информации, фолат оказывает двойственное влияние на канцерогенез, с одной стороны, препятствуя инициации, с другой – способствуя росту неопластических клеток и их метастазированию. Представляет ли фолиевая кислота фактор риска для развития некоторых патологий или оказывает благотворное действие, еще предстоит выяснить.
Лекция
Случай из практики
В последнее время эндокринологи все реже встречаются со случаями тяжелого течения первичного гиперпаратиреоза (ПГПТ). ПГПТ в большинстве случаев выявляется на более ранней стадии, что связано с улучшением информированности врачей разных специальностей об этом заболевании.
Представлен клинический случай крайне тяжелого поражения почек у пациента с мочекаменной болезнью с ПГПТ с исходом в терминальную стадию хронической болезни почек (ХБП), при котором прогрессирование ХБП продолжилось и после проведения хирургического лечения и привело к необходимости проведения заместительной почечной терапии и последующей трансплантации почки.
Научные исследования
Актуальность. Показано значительное улучшение параметров липидного обмена и изменение базальной секреции глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1) и глюкозозависимого инсулинотропного полипептида (ГИП) на ранних сроках после билиопанкреатического шунтирования (БПШ) в модификации Hess-Marceau.
Цель. Изучить обмен липидов и секрецию ГПП-1 и ГИП у пациентов с ожирением и сахарным диабетом 2 типа (СД2) до и через 3 месяца после БПШ.
Материалы и методы. Обследованы 22 пациента (44 [38,0;55,0] лет) с морбидным ожирением (ИМТ 50,1 [41,3;53,8] кг/м2) и СД2. Определялись: ОХС, ХС-ЛПНП, ХС-ЛПВП, ТГ, ГПП-1, ГИП.
Результаты. Через 3 месяца после БПШ при уменьшении массы тела (МТ) на 15,8% отмечено значительное снижение уровня ОХС и ХС-ЛПНП и увеличение количества больных с целевым значением ОХС и ХС-ЛПНП с 4/22 (18%) до 20/22 (91%, р=0,0001). Уровень ТГ на протяжении первых 3 месяцев после БПШ не изменялся, однако была отмечена тенденция к увеличению количества больных с его целевым уровнем с 8/22 (32%) до 15/22 (68%, р=0,058). Из-за снижения всасывания ОХС после проведения мальабсорбтивной операции отмечено закономерное уменьшение уровня ХС-ЛПВП. Через 3 месяца после БПШ выявлено повышение базальной секреции ГПП-1 и ГИП по сравнению с дооперационным уровнем. Выявлена сильная положительная ассоциация базального уровня ГИП с ХС-ЛПВП (r=0,8, р=0,007) и сильная отрицательная ассоциация – с коэффициентом атерогенности (КА) (r=-0,7, р=0,009) через 3 недели после операции.
Выводы. Большинству больных ожирением и СД2 уже через 3 месяца после БПШ в модификации Hess-Marceau удалось добиться значительного улучшения параметров липидного обмена; предположено позитивное влияние ГИП на обмен липидов.
Целью работы явилось изучение генетических предикторов эффективности стандартной низкокалорийной диетотерапии при различных полиморфных вариациях генов ApoE и LPL у больных ожирением.
Было обследовано 88 больных ожирением в возрасте от 19 до 67 лет (27 мужчин и 61 женщина, средний возраст которых составил 38,40±2,82 лет, а средний ИМТ составил 41,71±1,23). Состояние липидного обмена включало определение концентрации общего холестерина, триглицеридов, липопротеинов низкой плотности, липопротеинов высокой плотности методом турбидиметрии и спектрофотометрии. Анализ полиморфных маркеров Ser447Ter гена LPL(c.1595C>G), Cys112Arg (c.388T>C) и Arg158Cys (c.526C>T) гена ApoE проводили методом полимеразной цепной реакции.
Полученные данные указывают на существенные отличия в эффективности проведенной диетотерапии в зависимости от генотипа. Установлено, что эффективность диетотерапии больных ожирением значительно выше у носителей генотипов c.388 T/T+c.526 C/C (на 20% снижается уровень общего холестерина, на 19% – триглицеридов, на 20% – липопротеинов низкой плотности, на 16% – липопротеинов высокой плотности, на 9% – глюкозы), c.388 T/T + c.526 C/T гена ApoE (на 24% снижается содержание общего холестерина, на 20% – триглицеридов и на 2% увеличился уровень липопротеинов высокой плотности) и С/С гена LPL (на 18% снижается концентрация общего холестерина, на 17% – триглицеридов, на 16% – липопротеинов высокой плотности, на 18% – липопротеидов низкой плотности, на 9% – глюкозы).
Таким образом, полиморфные аллели генов ApoE и LPL могут использоваться как биомаркеры прогноза эффективности стандартной низкокалорийной диетотерапии у больных ожирением
Изучали содержание эндотелиального моноцитактивирующего пептида-II (ЕМАР-II) в сыворотке крови пациентов с артериальной гипертензией. Обследованы 41 больной с артериальной гипертензией и сахарным диабетом, 18 – с артериальной гипертензией и ожирением, 9 – с артериальной гипертензией и нормальной массой тела, 18 – контроль. Выявлено повышение ЕМАР-II у пациентов с артериальной гипертензией и сахарным диабетом 2-го типа в сравнении с контролем (4,86±2,3 и 1,08±0,53нг/мл, соответственно, р<0,01), у лиц с артериальной гипертензией и ожирением в сравнении с контролем (2,92±1,42 и 1,08±0,53нг/мл соответственно, р<0,01), а также в группе с артериальной гипертензией и нормальной массой тела в сравнении с контролем (2,02±0,33 и 1,08±0,53 соответственно, р<0,01). Обнаружена прямая корреляция между содержанием ЕМАР-II и гликозилированого гемоглобина, глюкозы крови, уровнем инсулина, индексом НОМА, показателями липидного обмена, индексом массы тела (р<0,01). Эти изменения могут быть проявлением эндотелиальной дисфункции при данном патологическом состоянии. Гипергликемия, дислипидемия, инсулинорезистентность, ожирение могут оказывать влияние на повышение уровня ЕМАР-II.
Цель. Определить роль инсулиноподобного фактора роста 1 (ИФР-1) в развитии ремоделирования миокарда у лиц с избыточным весом и ожирением 1 степени.
Материалы и методы. В исследование было включено 75 мужчин (средний возраст 55,3±6,3 лет) с избыточной массой тела или ожирением 1 степени (ИМТ 28,6±3,6), без сахарного диабета. В группу 1 вошли 46 человек с нормальной или избыточной массой тела. В группу 2 включено 27 мужчин с ожирением 1 степени (ИМТ=30–34,9 кг/м2). ИБС подтверждалась коронарографией или с помощью тредмил-теста. Всем участникам исследования проводился глюкозотолерантный тест (НТГ), оценивались показатели ЭхоКГ, общего холестерина (ХС), ХСЛНП, ХСЛВП, триглицеридов (ТГ), ИФР-1.
Результаты. Пациенты обеих групп были сопоставимы по возрасту и достоверно не различались по среднему уровню АД, количеству больных ИБС, а также наличию НТГ. Группы различались по количеству больных с АГ и длительности ее течения. Средний уровень ИФР-1 в группах 1 и 2 не отличался (210,1 и 216,6 нг/мл, p>0,05). Однако, во второй группе чаще наблюдалось превышение референсных значений ИФР-1 – у 50% человек по сравнению с 1 группой – у 25,5% (р=0,039). При нормальном уровне ИФР-1 частота концентрического ремоделирования составила 38%, при повышенном уровне – 52%, эксцентрическая гипертрофия при нормальном уровне не наблюдалась, при повышенном уровне составила 16%, частота концентрической гипертрофии уменьшалась по мере увеличения ИФР-1 с 30,7% до 4%.
Выводы. 1. ИФР-1 является важным участником развития ремоделирования миокарда у больных ИБС и с избыточной массой тела. 2. Уровень ИФР-1 может быть полезным индивидуальным индикатором в оценке прогноза ХСН у пациентов с ожирением. 3. ИФР-1 может рассматриваться как маркер повышенного риска развития АГ и связанного с ней ремоделирования миокарда.
Цель. Оценка риска развития патологии беременности и плода у пациенток с пролактинсекретирующими опухолями гипофиза, получавшими каберголин на ранних сроках гестации.
Материалы и методы. В исследование были включены 24 пациентки в возрасте от 24 до 38 лет с пролактинсекретирующими аденомами гипофиза, забеременевшие на фоне терапии каберголином (Достинексом). Проведен ретроспективный анализ течения и исходов 33 беременностей на основе доступных данных медицинской документации и анкетирования пациенток.
Результаты. Из 33 беременностей родами завершились 26 (78,8%), зарегистрирован один самопроизвольный выкидыш на сроке 7 недель (3%), шести женщинам потребовалось проведение медицинских абортов в связи с неразвивающимися беременностями на сроках от 4 до 7 недель (18,2%). В 6% случаев (у двух беременных) был диагностирован гестационный сахарный диабет (ГСД). Средний срок гестации составил 39,8 недель (36–41 неделя). Преждевременные роды наблюдались у 4 женщин, что составило 15,3%. В 6% случаев (у двух беременных) был диагностирован гестационный сахарный диабет (ГСД). Всего родилось 27 детей (в 1 случае – двойня), 26 (96,3%) из которых на момент рождения – здоровы. Подавляющее большинство беременностей завершилось рождением здоровых детей, рост и развитие которых не отличались от таковых у сверстников в общей популяции, что соответствует данным, опубликованным большинством зарубежных исследователей.
Заключение. Проведенное исследование подтверждает отсутствие прямого неблагоприятного влияния каберголина (Достинекса) на течение и исход беременностей у женщин, получающих препарат в терапевтических дозах до наступления беременности и в первые 8 недель гестации.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).
ISSN 2306-5524 (Online)