
Обзор литературы
статье продемонстрированы результаты исследований эффективности и безопасности андрогенной терапии при гипогона-
дизме, метаболическом синдроме и сахарном диабете типа 2 у мужчин. В исследованиях использовался тестостерона унде-
каноат, терапия которым приводила к уменьшению ожирения, степени выраженности других компонентов метаболического
синдрома, улучшению углеводного профиля, не приводя к развитию тяжелых побочных эффектов. Тем не менее, данный вид
терапии требует мониторинга и учета факторов риска.
Лекция
Сон это важнейший физиологический процесс, который необходим для нормального функционирования органов и систем. По современным представлениям во время сна центральная нервная система переключается на обработку информации, поступающей из внутренних органов. Следовательно, любое нарушение сна будет негативно сказываться на состоянии здоровья человека. В условиях индустриального и пост-индустриального общества высокий уровень стресса тесно связан с нарушениями сна. Световая зашумленность пространства, в том числе выделенного для сна, дизорганизует суточный ритм мелатонина - гормона, который кроме своих регуляторных функций, действует как антиоксидант и адаптоген. С точки зрения психологии этот же социально-экономический контекст с высоким уровнем стресса постепенно истощает ресурсы адаптации организма. Для того, чтобы нормализовать функцию сна полезны не только меры гигиены, но и современные медикаменты. В арсенале практикующего врача есть лекарственные средства на основе мелатонина, которые позволяют восстановить цикл «сон-бодрствование», повысить объем резервов адаптации, а также в ряде случаев усилить схемы лечения сложившихся соматических патологий. С клинической и хронобиологической точки зрения мелатонин целесообразно использовать при широком спектре заболеваний.
Случай из практики
АКТГ-эктопированный синдром — наиболее трудно диагностируемый вариант эндогенного гиперкортицизма. Особенно непростым представляется дифференциальный диагноз с болезнью Иценко-Кушинга (БИК), т.к. в настоящее время не существует единого теста, с помощью которого можно было бы достаточно точно дифференцировать эктопическую продукцию АКТГ от гипофизарной. Основные функциональные тесты основаны на том, что в подавляющем большинстве случаев эктопическая продукция АКТГ автономна и подавляет его выработку гипофизом. Но в ряде случав этого не наблюдается, и тогда полученные данные всех необходимых лабораторно-инструментальных исследований свидетельствуют в пользу центрального генеза гиперкортицизма у пациента с АКТГ-эктопией, что может привести к неадекватному лечению. При подтверждении АКТГ-эктопического синдрома клиницисту, возможно, предстоит довольно длительный поиск патологического очага, так как не существует и достаточно точного визуализирующего диагностического метода для определения локализации эктопического источника продукции АКТГ. Таким образом, дифференциальная диагностика АКТГ-зависимого гиперкортицизма и поиск очага гиперсекреции АКТГ сегодня являются наиболее важной задачей для своевременного и радикального лечения пациентов.
Мы представляем сложный клинический случай пациентки, имеющей гиперплазию гипофиза с гиперэкспрессией АКТГ на фоне АКТГ-эктопированного синдрома, обусловленного карциноидом легкого.
Новости мировой медицины
В течение трех лет (2011 – 2013) мы собирали данные о выполненных операциях, рассылая опросник членам Российского общества бариатрических хирургов. В опроснике предлагалось заполнить таблицу об общем количестве операций, их структуре с учетом применявшегося доступа, а также сообщить о летальных случаях с указанием причины смерти.
Число выполненных операций (без учета установки внутрижелудочных баллонов) увеличилось c 989 до 1525.
В 2012 году продольные резекции желудка стали выполняться чаще, чем бандажирования. Доля гастрошунтирований продолжает уменьшаться на протяжении всего периода.
В 2013 году на фоне значительного увеличения количества бариатрических вмешательств летальных случаев зафиксировано не было.
Орлистат способствует снижения массы тела, улучшению липидного профиля и повышению фертильности пациенток с синдромом поликистозных яичников
Новый мономолекулярный тройной агонист излечивает ожирение и сахарный диабет у грызунов.
Влияние метформина в пренатальном периоде.
Метформин снижает риск развития синдрома слабости у пожилых людей с сахарным диабетом 2 типа.
Научные исследования
Актуальность. Глюкозозависимый инсулинотропный полипептид (ГИП) наряду с глюкагоноподобным пептидом -1 (ГПП-1) является интестинальным инкретиновым гормоном, стимулирующим секрецию инсулина в ответ на прием пищи. В последние годы активно обсуждается возможное участие ГИП в развитии ожирения.
Цель. Целью настоящего исследования была оценка стимулированной секреции гормонов инкретинового ряда (ГИП и ГПП-1) у лиц с факторами риска сахарного диабета 2 типа (СД 2) и различным индексом массы тела (ИМТ).
Материалы и методы. Оценка секреции ГИП и ГПП-1 в ходе перорального глюкозотолерантного теста с 75 г глюкозы (исходно, на 30 и 120 минутах) проведена у 127 пациентов с факторами риска СД 2.
Результаты. В исследовании отмечались достоверно значимо более высокие уровни ГИП в группе пациентов с ИМТ≥ 35 кг/м2 по сравнению с лицами с меньшим ИМТ как натощак, так и в ходе нагрузки. Аналогично стимулированная секреция ГИП была достоверно выше у лиц с наличием инсулинорезистентности (определенной по показателю HOMA-IR) по сравнению с лицами без таковой. Отличия в стимулированной секреции ГПП-1 в группах лиц с различным ИМТ не были достоверными.
Заключение. Полученная в нашем исследовании взаимосвязь ГИП со степенью ожирения позволяет предположить участие этого гормона в регуляции жирового обмена.
Введение. Лапороскопическая продольная резекция желудка (ПРЖ) – сравнительно новая рестриктивная бариатрическая операция, популярность которой увеличивается с каждым годом. Однако, многие вопросы, связанные с показаниями к этой операции, с ее осложнениями и результатами требуют детального рассмотрения.
Цель: оценка эффективности ПРЖ у больных с различными степенями ожирения, частота ранних и поздних послеоперационных осложнений и возможных побочных явлений. Материалы и методы. С2004 г. по август2014 г. в ЗАО «ЦЭЛТ» (г. Москва) операция лапароскопической ПРЖ в качестве первичной бариатрической операции была выполнена 263 пациентам. Средний возраст пациентов составил 39,1 ± 10,7 лет, соотношение мужчины/женщины – 55:208, средняя масса тела -113,9±21,34 кг, средний ИМТ - 40,1± 6,1 кг/м2.
Результаты. Летальных исходов в периоперационном периоде не было. Частота ранних послеоперационных осложнений составила 4,2 %. Среди перенесших ПРЖ спустя 1 год и более отслежено 92,7 % пациентов. Во всей группе оперированных максимальный процент потери избыточной массы тела составил 75,8% через 12 месяцев после операции, через 60 месяцев после операции этот показатель уменьшился до 63,7%. Процент потери избыточной массы тела зависел от исходного ИМТ. Так, если у больных с ИМТ < 35 ( n=39) он составлял 94,1 % к 9 месяцам после операции и сохранялся на уровне около 90 % к четырем годам, то у больных со сверхожирением (ИМТ>50) (n=10), максимальный процент потери избыточной МТ не превышал 40 % к двум годам. Среди побочных эффектов отмечены рефлюкс - эзофагит (5,7 %), ЖКБ (2,7 %), железодефицитная анемия (16,3%). 4 (1,5%) пациентам выполнен второй этап операции- билиопанкреатическое шунтирование, однако показания к повторным операциям в связи с недостаточным отдаленным эффектом ПРЖ имеются у большего числа пациентов.
Выводы. ПРЖ – перспективная, безопасная и эффективная операция при ожирении, которая может рассматриваться и как самостоятельная операция, и как первый этап более сложных бариатрических операций. Необходимо дальнейшее изучение результатов ПРЖ в сроки наблюдения свыше 5 лет и сравнительная оценка с другими видами бариатрических операций.Введение: показано значительное улучшение метаболического контроля на ранних сроках после БПШ, связанное с ГПП-1 и не зависящее от снижения массы тела.
Цель: изучить секрецию ГПП-1, ГИП, инсулина и глюкагона и их взаимосвязь с показателями углеводного обмена у пациентов с ожирением и СД2 до и через 3 месяца после БПШ.
Материалы и методы: обследованы 22 пациента с ожирением (ИМТ 50,1 [41,3;53,8] кг/м²) и СД2. Определялись: глюкоза, HbA1c, инсулин, глюкагон, ГПП-1, ГИП.
Результаты: после операции при уменьшении массы тела на 15,8% выявлено снижение гликемии натощак и постпрандиально, AUCглюкоза, HbA1c, инсулинорезистентности и гиперинсулинемии; увеличение секреции ГПП-1 с пиком на 30´ теста со стандартным завтраком, AUCГПП-1 в 1,8 раз, базальной секреции ГИП почти в 2 раза и AUCГИП в 1,7 раза; снижение секреции глюкагона с минимумом на 60´ и AUCглюкагон (при парадоксальном его повышении до операции с пиком на 60´). Выявлена отрицательная корреляционная зависимость между ГИП и глюкагоном, AUCглюкоза и AUCглюкагон; положительная корреляционная зависимость между ГПП-1 и ИРИ. Снижение МТ сопровождалось обратно пропорциональным увеличением уровня ГПП-1.
Выводы: более, чем 90% обследованных больных добились удовлетворительного гликемического контроля уже через 3 месяца после БПШ; значительное улучшение показателей углеводного обмена ассоциировано с повышенным уровнем ГПП-1 и не зависит от снижения МТ.
Цель исследования. Оценить эффективность и безопасность применения препарата каберголина - Берголак (ПАО «Верофарм», РФ) в лечении пациентов с пролактин-секретирующими опухолями.
Материалы и методы. В исследование были включены 14 пациентов (14 женщин, средний возраст 46±12 лет) с диагнозом пролактинома. В течение 1 месяца пациенты получали терапию оригинальным каберголином, после чего назначался Берголак. Доза каберголина варьировала от 0,125 мг до 3,25 мг, в среднем 0,875 ±1,193 мг в неделю. Оценка уровня пролактина, компенсации симптомов гиперпролактинемического гипогонадизма и выраженности побочных эффектов регистрировались в момент включения в исследование, через 1 месяц терапии оригинальным каберголином, через 1 и 2 месяца применения Берголака.
Результаты. Достоверных отличий в уровне пролактина (р>0,05), а также частоте побочных эффектов (р>0,43) на фоне терапии Берголаком в сравнении с оригинальным препаратом не отмечено.
Выводы. Дженерический препарат каберголина Берголак является эффективным лекарственным средством для лечения пациентов с пролактин-секретирующими опухолями. Частота побочных эффектов при терапии Берголаком не превышает таковую при применении оригинального каберголина.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).
ISSN 2306-5524 (Online)